Направление 8: просветительская работа

Во многих развитых странах специалисты давно пришли к выводу о том, что отлов, стерилизация и размещение бездомных животных в приютах — это борьба со следствием, пусть и необходимая. С причиной появления безнадзорных животных здесь стремятся бороться превентивными методами: просвещая население, работая с каждым новым человеком, который принял решение завести домашнее животное.

Просвещение1Недостаточная просвещённость и грамотность владельцев собак — одна из основных проблем нашего общества. Через просветительские программы во всём мире достигаются положительные результаты при решении проблемы безнадзорных собак. Однако в России таких программ на национальном уровне не существует, они реализуются стихийно силами общественных организаций и отдельных энтузиастов. Информации о правильном содержании домашних питомцев, доступной широкому кругу людей, крайне мало. До сих пор подавляющее большинство населения не стерилизует животных, находясь во власти мифов и заблуждений о стерилизации. Многие считают устройство потомства своих питомцев «в добрые руки» добрым делом, не понимая возможных последствий своих действий. Владельцы собак не прививают животных и уж тем более не чипируют. Отсутствие культуры выгула также является причиной появления новых «беспризорников».

Нередко люди сталкиваются с поведенческими проблемами, не понимая психологии животного. Не сумев разобраться с проблемой, человек не может с ней справиться, и животное отправляется на улицу либо в приют. Как правило, найти «общий язык» человека с животным несложно, просто необходимо понимание, терпение и помощь специалиста.

 

Обзор существующего опыта

В Германии просвещению владельцев собак уделяется серьёзное внимание. Упор в просветительской работе делается на основных потребителей — детей (они активнее всего выражает своё желание приобрести животное). На то, чтобы объяснить детям, что на человека ложится ответственность при приобретении животного, направлены обязательные «уроки защиты животных», введенные в школьный курс обучения ещё в 90-х годах. Государство совместно с общественными организациями и приютами воздействует на общественное мнение и на принятие решения при покупке животного, ориентируя человека на приобретение беспородных собак и кошек из приютов (уменьшая тем самым количество животных, произведенных в коммерческих целях) (источник: «Практика контроля безнадзорных животных в Европе. Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных собак и кошек в 31 стране» - WSPA, RSPCA International. 2007, автор Луиза Тэскер, перевод В.А. Рыбалко и Н.А. Данилова).

Просвещение2Интересный опыт имеет Словения: здесь граждане предпочитают приобретать животных из приютов, потому что там они (!) стерилизованы, вакцинированы и снабжены постоянным идентификатором в виде микрочипа. Отмечается низкий спрос на породистых собак: владение породистой собакой не всегда социально приветствуется (источник: «Практика контроля безнадзорных животных в Европе. Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных собак и кошек в 31 стране» - WSPA, RSPCA International. 2007, автор Луиза Тэскер, перевод В.А. Рыбалко и Н.А. Данилова).

Швейцария имеет хорошо отработанные образовательные программы для владельцев, действующие во всех её кантонах. Кроме того, федеральный закон требует, чтобы все владельцы собак посещали курсы по изучению поведения и воспитанию собак, а также курсы ответственного владения. Предусмотрено сокращение ежегодного налога на собаку для тех владельцев, которые закончили обучение (источник: «Практика контроля безнадзорных животных в Европе. Обзор стратегий контроля популяций безнадзорных собак и кошек в 31 стране» - WSPA, RSPCA International. 2007, автор Луиза Тэскер, перевод В.А. Рыбалко и Н.А. Данилова).

О положительных результатах после реализации специальных программ мы также сообщали в разделе «Стерилизация».

 

Предложение

Мы считаем необходимой разработку и реализацию программы просвещения населения. Безусловно, зоозащитная деятельность была бы более эффективной, имей мы работающее законодательство в отношении животных. Однако в отсутствии такового роль просветительской работы становится чуть ли не самой важной, её сложно переоценить. Просвещение неоднократно упоминалось в различных разделах этого доклада, и оно действительно должно охватывать все аспекты совместной жизни человека и животного.

Мы считаем, что разработкой и реализацией программы просвещения на данном этапе должны заниматься общественные организации, однако со стороны муниципалитета необходима грантовая поддержка различных проектов, направленных на просвещение. Мы надеемся, что в дальнейшем просветительские мероприятия будут предписаны законом.

Просвещение3На наш взгляд, просветительская программа должна касаться следующих аспектов:

  1. Популяризация беспородных собак и кошек, а также животных из приютов. Создание спроса на этих животных сокращает перепроизводство породистых собак, которые являются одним из источников пополнения популяции безнадзорных животных (механизмы описаны выше). Методы: участие в выставках (секция беспородной собаки представлена на Выставках собак всех пород уже два года), конкурсах и состязаниях, поддержка и продвижение деятельности секции беспородных собак при клубе служебного собаководства, сотрудничество со СМИ (спецпроекты, пресс-релизы), печатная продукция (адресное распространение буклетов и листовок).
  2. Формирование ответственного отношения к домашним животным через распространение тематических материалов о том, как выбирать себе питомца, как следить за его здоровьем, кормить,  воспитывать, ухаживать за ним. Необходимо также повышать культуру содержания собак в городе: владельцы должны убирать за собакой на улице, заниматься на курсах дрессировки, посещать ветеринара, в случае отказа от стерилизации не допускать неконтролируемых приплодов. Методы: веб-сайт, специализированные издания, сотрудничество со СМИ, адресное (ветклиники, зоомагазины, клубы и проч.) распространение печатной продукции. Возможно создание Школы ответственного собаковода.
  3. Популяризация чипирования и стерилизации для неплеменных животных (развенчание мифов и стереотипов) — также средствами массовой коммуникации (сайты, СМИ, соцсети, буклеты, листовки). Объяснять важность этих процедур не только жителям города, но и собственникам ветклиник.
  4. Разъяснительная работа с «опекунами» животных, направленная на создание института прогрессивного «опекунства».
  5. Работа с детьми как с самыми активными выразителями желания иметь четвероногого друга. Необходима программа просвещения, реализуемая в школах города, в ходе которой объяснялось бы, что владение животным требует серьёзной ответственности. Важно также посещать с детьми приюты, выставки, соревнования, привлекать детей к волонтёрской работе в приютах. Возможно создание Школы юного волонтёра.