Направление 4: ограничение кормовой базы

Кормовая база — это отбросы (пища, которая доступна для самостоятельного потребления животными) и «подкормка» (пища, которую человек целенаправленно выделяет животным). Количество доступного корма во многом определяет поддерживающую ёмкость среды — максимально возможное количество животных, способное выжить за счёт ресурсов данной территории.

Предотвращение доступа к отходам достигается, в первую очередь, правильной организацией площадок для мусора. Открытые мусорные контейнеры на улицах — это кормовая база не только для бродячих животных, но и для крыс, являющихся переносчиками опасных заболеваний. Кроме того, мусор из открытых контейнеров разносится по придомовым территориям, сводя на нет работу дворников, вызывая недовольство местных жителей работой учреждений ЖКХ, создавая неблагоприятную обстановку с точки зрения гигиены.

«Подкормку» бездомных животных в основном обеспечивают «опекуны» — люди, систематически и целенаправленно подкармливающие какое-то конкретное животное или целую группу (стаю). Ряд экологов считает, что «подкормка» является преобладающим способом поступления пищи к бездомным животным.

«В части доступности кормовых отходов, имеется ряд опубликованных результатов исследований, указывающих, что наличие открытых мусорных контейнеров приводит к некоторому дополнительному источнику кормовых ресурсов для бездомных собак. Однако объёмы и качество этих ресурсов не сравнимы с объёмами и качеством корма, поставляемыми для бездомных собак их опекунами» (источник: «Комплексная оценка эффективности применения различных стратегий регулирования численности бездомных животных в городских экосистемах», автор Е.А. Ильинский).

Кормовая1Причём до определённого момента эта составляющая кормовой базы растёт пропорционально количеству животных: чем больше бездомных собак, тем больше корма им предоставляется опекунами и случайными прохожими, и тем больше появляется самих опекунов. Такова парадоксальная особенность городской экосистемы, отличающая её от естественной, где с увеличением количества животных одного вида, количество доступных для них ресурсов уменьшается.

Таким образом, направление стихийно возникшего института опекунства над бездомными животными в конструктивное русло представляется нам особенно важным. Если деятельность опекунов сводится лишь к бесконтрольной подкормке, то она приводит к увеличению численности субпопуляции бездомных животных и, как следствие, повышению «уровня конфликтности» в обществе, что, в первую очередь, может негативно сказаться на самих животных. Если же опекун дополнительно берёт на себя заботу о здоровье своих подопечных, занимается поиском хозяев для них и, главное, не допускает их размножения (это достигается стерилизацией половозрелых особей), то его деятельность сразу же приобретает положительное значение для решения проблемы безнадзорных животных.

 

Примеры из существующего опыта

Мусорные контейнеры

Бакиl

 

Эффективное взаимодействие муниципалитета с населением

В этом смысле интересен опыт одного восточного азиатского городка, где практически все приюты для собак оказались переполненными, что привело к критическому снижению уровня ухода за животными. Тогда начали организовываться сети приютов из добровольцев, которые брали бездомных животных домой на временную передержку. Власть, со своей стороны, брала на себя оплату ветеринарных счётов, вакцинацию и стерилизацию до тех пор, пока не будет найден новый хозяин. В первый год было создано более 40 подобных приютов, и практика показала, что такой путь влечёт за собой меньшие накладные и административные расходы, нежели финансирование обычного приюта (источник: «Рекомендации по проектированию и управлению приютами для животных» Королевского общества по защите животных от жестокого обращения (RSPCA), 2006 г.).

Предложение

Ликвидация или — что реалистичнее — ограничение кормовой базы является одним из способов косвенной регуляции численности бродячих животных за счёт изменения параметров городской среды. Работа по ограничению кормовой базы должна идти в двух направлениях.

Направление 1: предотвращение доступа к отходам

В рамках этого направления необходимо обеспечить (источник: «Руководство по гуманному регулированию численности собак» Международной коалиции по регулированию численности животных-компаньонов человека (ICAM)):

  • контроль над своевременным вывозом мусора из домов и уличных мусоросборников;
  • ограждение площадок для мусора и свалок, правильную организацию продуктовых рынков и торговых палаток;
  • использование защищённых от животных мусоросборников, например, мусоросборников с тяжелыми крышками или заглублённых контейнеров (типа «Мусонт-5»).

Справка

Конструкция заглублённого контейнера представляет собой антикоррозийный каркасный колодец, 2/3 которого находятся под землей. Внутри контейнера размещается полипропиленовый мешок многоразового использования. Видимыми на поверхности остаются только шахты (отверстия) для заброса отходов.

Заглублённый контейнер имеет ряд преимуществ:

• экологичность и гигиена: большая часть контейнера находится под землей, что исключает доступ животных, низкая температура земли способствует замедлению процесса роста бактерий, препятствует возникновению неприятных запахов и разложению отходов;

• изолированность и герметичность: мусор не разлетается, осадки не попадают внутрь контейнера, отсутствует такое явление, как «разброс» мусора при опустошении контейнера;

• экономия пространства: по объему один заглублённый контейнер заменяет собой примерно 6,5 обычных наземных контейнеров (учитывая эффективное уплотнение мусора за счёт вертикальной конструкции); новая контейнерная площадка сэкономит место во дворе жилого дома или на улице;

• экономичное использование транспорта: увеличение объёма собираемого мусора в расчёте на один контейнер сокращает количество выгрузок и увеличивает интервал движения мусоровозов.

 

Направление 2: работа с населением

Кормовая2В рамках этого направления необходимы (источник: «Руководство по гуманному регулированию численности собак» Международной коалиции по регулированию численности животных-компаньонов человека (ICAM)):

  • разъяснительная работа, направленная на повышение культуры обращения с отходами;
  • информационно-просветительская работа среди опекунов;
  • создание эффективной программы взаимодействия муниципалитета и граждан, на добровольной основе помогающих бездомным животным.

В частности, именно для опекаемых собак стратегия «отлов — стерилизация — возврат» оправдана и может дать положительные результаты. Необходимо внедрение муниципальной программы бесплатной стерилизации опекаемых половозрелых сук и вакцинации опекаемых животных. Возможно также размещение по согласованию с опекунами какой-то части опекаемых животных в приютах города, где опекуны могут стать волонтёрами. Хорошо было бы прописать статус опекаемой собаки, равно как и обязательства опекунов, в местном законодательстве.

Таким образом, объединение усилий «опекунов» и муниципалитета может стать взаимовыгодным: опекуны возьмут на себя заботы по надзору, содержанию и учёту части бездомных собак, разгружая таким образом переполненные на сегодня приюты, и получат при этом возможность бесплатной стерилизации и вакцинации своих подопечных.