Что такое на самом деле ОСВ?

Мы, представители коалиции за ответственное отношение к животным «Собаки дома» обращаемся к вам с просьбой не допустить заведомо бессмысленную трату бюджетных денег. Именно это произойдёт, если в Перми будет реализована программа «Отлов – стерилизация – возврат» (ОСВ), принятая в рамках государственной программы «Сельское хозяйство и устойчивое развитие сельских территорий Пермского края».  

Программа ОСВ, будучи реализована, не только бесполезна, но и вредна. Между тем, заложенные на программу (немалые) средства можнопотратить  на решение проблемы безнадзорных животных гораздо более эффективным образом.

Реализация пилотной программы «Отлов — стерилизация — возврат» (ОСВ) намечена на 2014 год на территории двух микрорайонов — Гайвы и Закамска.  Программа предполагает возврат 90% отловленных животных на улицу после стерилизации. Конечная цель мероприятия — уменьшение количества безнадзорных собак, способных к размножению. Сумма финансирования из краевого бюджета — 19,8 млн. рублей. Потратив почти 20 миллионов рублей, Пермь, вероятно, сумеет сократить «количество безнадзорных собак, способных к размножению». Однако увеличение числа бесплодных бродяг не может являться конечной целью мероприятия. Это должно делаться для чего-то. Для чего — остаётся неясным. Представители Коалиции «Собаки дома» предполагает две возможные цели:

  1. Сократить количество безнадзорных животных на улицах города.
  2. Провести эксперимент, по результатам которого будет выбрана основная стратегия обращения с безнадзорными животными на территории края (именно такую цель в эфире радиостанции «Эхо Перми» обозначал главный ветеринар Пермского края).

Однако ни та, ни другая цель не может быть достигнута. Почти 20 миллионов бюджетных денег будут фактически выброшены на ветер.

И вот почему. Для получения эффекта от возвратного отлова необходимо исполнение определенных условий (о чём свидетельствует опыт других регионов, уже опробовавших эту стратегию), а именно:

  1. Обособленность территории, на которой планируется проведение мероприятия.
  2. Долгосрочный период реализации стратегии, при котором ежегодно будет стерилизоваться (кастрироваться) не менее  80% особей от общего числа популяции.
  3. Предотвращение поступления на улицу новых животных.

В случае с пермским проектом ОСВ ни одно из условий не соблюдено.

Гайва и Закамск не являются обособленными территориями: хоть микрорайоны и удалены от центра города, но имеют прямое сообщение с другими районами. Никто не считал, сколько безнадзорных животных обитает на территории Гайвы и Закамска, поэтому невозможно вычислить, сколько собак входит в требуемые 80%. В течение одного года невозможно не то, чтобы решить поставленные задачи, но даже убедиться в эффективности или неэффективности подхода. Наконец, самое главное: поступление новых собак не может быть и не будет предотвращено. Они будут поступать и из других районов (так как территория реализации проекта не обособлена), и от собак, имеющих хозяев. Чтобы предотвратить пополнение популяции от владельческих животных, необходимо вести просветительскую работу среди населения, популяризировать стерилизацию хозяйских собак, предлагать льготную стерилизацию для малообеспеченных собаковладельцев (т.к. именно они являются основными поставщиками безнадзорных животных на улицы города). Отечественные и зарубежные исследования гласят: без остановки избыточного размножения домашних животных, которое мы наблюдаем сегодня, стерилизовать бездомных не имеет смысла, за исключением опекаемых животных (таковых в популяции не более 10%).

Уже этого достаточно, чтобы понять: программа не принесёт никакого положительного результата и не позволит оценить эффективность стратегии (ведь условия не соблюдены). Однако к ней есть и масса других вопросов:

  • Как определять, социализировано животное или нет (а именно таких планируют стерилизовать и выпускать)?
  • На каком основании считается, что 90% всех отловленных животных являются социализированными?
  • Каковы требования к качеству стерилизации и как будут отслеживаться осложнения после нее?
  • Каким образом собаки будут возвращаться «на прежнее место обитания»?
  • Как будут идентифицироваться уже однажды отловленные и стерилизованные животные для предотвращения их повторного отлова?

Ответы на эти вопросы в программе отсутствуют. Она явно не проработана.

И, более того, заявленные в программе объёмы физически не могут быть реализованы. В городе для этого нет материально-технической базы. Значит, либо конкурс не состоится, либо (что значительно хуже), конкурс состоится, но его условия будут выполнены лишь на бумаге. Уже сейчас на реализацию программы осталось меньше года. Старт проекта начнётся не раньше, чем будет принят ряд необходимых краевых документов (в частности, регламент отлова и содержания собак), что ещё больше отложит старт проекта. За оставшееся время 2050 собак должны быть отловлены в Закамске и Гайве, из них 1640 поступят на стерилизацию для участия в программе ОСВ. После «биологической сортировки» 1476 поступивших собак должны быть стерилизованы. Исходя из этого, ежедневно (без учёта выходных и праздничных дней) на площадке победителя конкурса должно быть стерилизовано 5–6 собак (чем позднее начнётся проект, тем больше будет ежедневный «норматив»). При этом следует учесть необходимость послеоперационного содержания собаки в теплом помещении до снятия швов, это 7–10 суток без учёта послеоперационных осложнений. Таким образом, площадка должна быть рассчитана на одновременное содержание 35–60 животных (при неравномерном поступлении собак и под влиянием других факторов эта цифра может возрасти). В городе нет ни одной площадки, способной принять на послеоперационное содержание такое количество собак. Площадка на Пензенской, с помощью которой предполагается реализовать проект, имеет лишь 8 (!) тёплых вольеров вместо необходимых 40. Таким образом, программа:

  1. Изначально обречена на провал, так как не соблюдены условия реализации стратегии ОСВ.
  2. Явно не проработана, так как к ней масса вопросов, на которые не ответов.
  3. неисполнима, потому что в Перми нет материально-технической базы, с помощью которой можно было бы выполнить заявленные в программе объёмы.
  4. негуманна, потому что собаки останутся на улице всё в тех же условиях — без крова, пищи, хозяев.
  5. вредна, так как вызовет рост напряжения в обществе и активизацию догхантеров — ведь главная потребность жителей (отсутствие собак на улице) будет не удовлетворена.

Мы призываем пермские власти отказаться от программы «Отлов – стерилизация – возврат». В противном случае намерены рассматривать возможность обращения в прокуратуру с заявлением о неэффективном расходовании бюджетных средств.

Говоря о проблеме безнадзорных животных, мы считаем, что средства, выделенные на программу ОСВ, можно потратить гораздо более эффективным образом. В первую очередь, на работу с причиной появления бездомных и безнадзорных собак — то есть с человеком. Для этого необходима просветительская работа, включающая, в частности, популяризацию стерилизации животных при параллельной реализации программы льготной стерилизации для малообеспеченных граждан. Мы, члены коалиции «Собаки дома», не первый год занимаемся помощью безнадзорным животным и хорошо знакомы с данной проблемой. Наша позиция основана на  накопленном в зоозащитной деятельности опыте, многолетних наблюдениях за работой приютов, тщательном анализ сложившейся ситуации. Системный подход к проблеме, направленный, в первую очередь, на работу с причиной появления безнадзорных собак, включает в себя ряд направлений, подробно с которыми вы можете познакомиться в «Программе решения проблемы безнадзорных собак в Перми».

 

Под обращением подписываются члены Коалиции «Собаки дома»:

  • Лариса Лосева — секретарь первого руководителя Пермского краевого онкологического диспансера, руководитель секции беспородных собак в центре спортивного собаководства ДОСААФ России, член правления ОЗЖ «Доброе сердце».
  • Юлия Шарапова — арт-директор студии «Level Design Communications», издатель газеты «Четыре лапы», волонтёр.
  • Анастасия Сечина — программный директор радиостанции «Эхо Перми», журналист, волонтёр.
  • Светлана Клигман — преподаватель высшей математики, астрономии, физики, учредитель ОЗЖ «Доброе сердце».
  • Марина Панькова — коммерческий директор издательского дома «Из рук в руки–Пермь», председатель ОЗЖ «Доброе сердце».
  • Мария Сказка — экономист ОАО «Пермэнергосбыт», волонтёр муниципального приюта на Пензенской, член ОЗЖ «Жизнь для всех».